Мы поедем /Наблюдатель/ 10-16 сентября 2004

Начало сентября в Калуге ознаменовалось пуском долгожданной троллейбусной линии в поселок Северный. Речь об этом маршруте шла не один десяток лет.

И радость по случаю претворения в жизнь одного из застарелых обещаний неподдельна и у отцов города, и у жителей отдаленного калужского микрорайона. Протяженность маршрута — 10 километров. Идет троллейбус до Дома быта. Несколько удивили мгновенно сформированные новые пожелания или сетования жителей Северного: «Жаль, что троллейбус не идет на рынок». Да, действительно, 10 верст не крюк для того, чтобы съездить за картошкой. Но если серьезно, то удивили многочисленные комментарии на тему, что довольны все, кроме водителей коммерческих автобусов и маршруток, которые до этого якобы монопольно обслуживали жителей Северного. Теперь доходы у нехороших монополистов упадут. А у кого они вырастут? Или не об этом речь? А о чем? Зачем тянули провода в такую даль? Есть ли здесь место для трезвого экономического расчета?

Место для этих расчетов расчистил удивительный закон, принятый в августе 2004 года. По-простому он называется «О монетизации льгот», а в подлиннике название такое, что и в полколонки не влезет. Да и сам закон такого размера, что удивишься. Если коротко про сам закон, то он ввел в какие-то более или менее приличные рамки громадье льгот, выданное людьми, которые не могли в принципе обеспечить их предоставление в полном объеме. Так вот, главными потребителями услуг по проезду на троллейбусе были эти многочисленные льготники. И только запутанность экономических расчетов, часто сознательная, выдаваемая за непреодолимое препятствие, позволяла обвинять людей, которые перевозили жителей Северного на своих автобусах и маршрутках.

1 января 2005 года, когда наступит новая эра и уберутся одиозные таблички «Льгот нет», и начнется самое интересное. Выяснение, а кто собственно эти льготы предоставлял и за чей счет. Частные перевозчики и сейчас без проблем предоставляли бы льготы, если бы горуправа им компенсировала хотя бы часть затрат. Так, как об этом смогли договориться во многих других городах России. Но в Калуге компенсации получают только государственные конторы. А конкурентоспособны ли они? Как же путинский лозунг? И вот в этих новых условиях, может быть, наконец, и будет посчитано, а стоит ли тянуть провода на Северный? А на Правый берег с мостом на 2 млрд? А почему может быть, да потому что никто не мешает опять замутить воду с предоставлением компенсаций и льготных билетов. И опять мы поедем в троллейбусах с деревянными сиденьями. Не за рубль, и даже не за пять.

А вопрос об оптимизации транспортного сообщения тем не менее необходимо рассматривать. Город начинает потихоньку задыхаться от потока машин. Улицы в центре узкие. А все хотят на рынок. Поэтому общественный транспорт должен, конечно, развиваться в приоритетном порядке. Но, наверное, пора признать, что он не должен быть только государственным. И выбор между троллейбусами и автобусами надо вести по другим параметрам: экологичность, экономическая эффективность, дизайнерские изыски, удобства пассажиров. А не так примитивно: частное это добро или наше, чиновничье.

Олег Перидриев
«Деловая провинция», 10-16 сентября 2004 № 26 (511)

Оставить комментарий