ТПП-Информ Калуга Колонка Олега Перидриева

Дорожная авария. Урегулирование имущественного спора по закону /Колонка Олега Перидриева/ 18 июня 2002

Долгие годы любое дорожное происшествие было для рядового автолюбителя серьезным событием. Поводом для стресса. Про жертвы на дорогах России и говорить не приходиться. Статистика неутешительна. Погибает столько народу, что никакой войны ни надо. У тех, кто выжил – свои проблемы. Пострадавшие не могут получить от нарушителей ощутимую компенсацию. Если машину кое-как еще берутся починить, то ущерб личности никто не возмещает. Народ у нас самый толстокожий в мире видно. Потому что во всем мире если при аварии нет человеческих жертв, то и проблем никто не видит. Обменялись телефонами своих страховых агентов. Бросили машины и разошлись. Нервы берегут. Ну, а если кто-то пострадал, увечье получил, то будет скорее всего обеспечен за счет страховки очень неплохо. Страховаться, имея авто, обязательно практически во всем мире. Причем страховать надо ответственность перед другим лицом. Свою жизнь ты как хочешь оценивай и свое имущество. А того, кто может попасть под твое колесо надо обезопасить, хотя бы в материальном плане. Это понимают все, практически все, государства мира. В СССР этого не было. Но большинство стран из бывшего Союза уже ввели у себя этот обязательный вид страхования. И только Россия еще сомневалась. Но вот период раздумий прошел. 3 апреля 2002 года принят ГосДумой, а 10 апреля был одобрен федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Вступит он в силу 1 июля 2003 года, за исключением некоторых положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения, в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступили в силу со дня официального опубликования закона.
Основными принципами обязательного страхования, согласно закону, являются:
гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.
На какую сумму могут рассчитывать потерпевшие? Максимум — 400 тысяч рублей. Если пострадал один человек, то не более 160 тысяч за ущерб жизни и здоровью, и еще 120 тысяч за повреждение имущества.
Тарифы регулируются государством. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
территории преимущественного использования транспортного средства;
наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды;
иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие:
предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и если такое условие предусмотрено, — их водительский стаж, возраст и иные персональные данные;
сезонное использование транспортного средства.
Много говорится о разных реформах, но как мне кажется, именно такие, невзрачные технические законы дают необходимую стабильность простому гражданину. Главное, чтобы содержание закона опять не было выхолощено произвольно установленными тарифами и бестолковой реализацией, так как это уже произошло с пенсионным и медицинским законодательством. Особенно обидно наблюдать, как за десяток лет исказили все те идеи, которые декларировались при введении обязательного медицинского страхования.

Олег Перидриев
«ТПП-Информ», 18 июня 2002

Оставить комментарий