Удивительное рядом. Ну, скажем, почти рядом. В Сибири. Завершились выборы губернатора Красноярского края. После двух туров голосования на них победил Александр Хлопонин. Олигарх. Один из хозяев «Норильского никеля». Ничего удивительного в этом уже нет. Чукоткой правит Роман Абрамович – «Сибнефть». Республикой Адыгея — Хазрет Совмэн, контролирующий горно-металлургический комбинат «Полюс», одно из крупнейших золотодобывающих предприятий страны.
Да и сам Хлопонин – уже губернатор Таймыра. Вот это и вызывает необыкновенный интерес к этим выборам. Это какое-то совершенно новое слово на путях развития российской демократии. Один человек избран руководить двумя территориями, субъектами Российской Федерации. Не одномоментно избран. Был перерывчик во времени. Избиратели могли оценить, как Хлопонин работает в одном регионе. И видимо оценили.
В ходе выборах такое совмещение не педалировалось. Тем более что в этой предвыборной кампании был еще один такой типаж. Из соседней Хакасии. Только не губернатор, а президент. Этому президенту задавали вопросы: «А где вы после избрания будете работать?» Он что-то невнятно отвечал. Видно было, что человек не всерьез взялся за это дело. А вот Хлопонин взял и победил на полном серьезе. И что же теперь?
Хотелось бы, что такой случай стал началом совершенно новой тенденции в Российской Федерации. Объединительной. Почти 90 субъектов в нашей федерации. Часто слышатся голоса о том, что их можно было бы и поменьше иметь. Предлагаются разные варианты концентрации. Жириновский предлагает взять все и поделить. По-новому. На меньшее количество частей. Без учета национальных особенностей. Ярославский губернатор предлагает присоединять маломощные в экономическом смысле территории к регионам, так называемым донорам. Реально сейчас обсуждается и идет один объединительный процесс: Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Говорят о том, что за 2-4 года этот процесс можно завершить. Что самое интересное, риторика у объединяющихся примерно такая же, как и в случае Белоруссии и России. Глава усть-ордынцев говорит, что в результате объединения должен быть образован новый субъект РФ под названием Прибайкальский край. Присоединение к Иркутской области его не устраивает. У губернатора Иркутской области Говорина своя точка зрения: «Объединение — это не политический, а прагматический процесс. Он будет успешным только в том случае, если станет способствовать повышению качества уровня жизни граждан». Под словами процесс идет, я подразумеваю создание рабочей группы по вопросам объединения округа и области при Совете Федерации. Группа должна подготовить референдумы, законы и прочее. Этот пример подчеркивает роль личности в истории. Куда девать второго руководителя?
Но в Красноярске ситуация коренным образом изменилась. Руководитель – один. Путь, который он избрал для того, чтобы остаться единственным, вызывает уважение. Не знаю, были ли у него мысли стать собирателем земель в начале своей политической карьеры. Напомню, что он выходец из бизнеса. А в бизнесе логика консолидации активов, укрупнения бизнеса очевидна и каждому понятна. Хотя роль личностей и там ох как велика. Но то ли способов убедить личность в бизнесе побольше, чем в политике, то ли аргументы прозрачнее, поэтому там дело идет веселее. Похоже, эта же бизнес-логика стала определяющей в процессе объединения Европы. Наверное, потому что действительно прав губернатор Говорин, говоря о том что объединение — прагматический процесс. А наша матрешечная, лоскутная Федерация, предоставляет массу возможностей для интеграционных процессов. Но их надо запускать. Станет ли удачливый бизнесмен Хлопонин знаменитым политиком? Если да, то это будет хороший пример для учебников и по истории и по предпринимательству.
Олег Перидриев
«ТПП-Информ», №18 (53) от 24 сентября 2002
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.