Управляй! Затратами, бизнесом, мечтой (журнал »Губерния 40», №4, 2011)

Инновации, инвестиции – стандартный набор мер, которые предлагают применить предпринимателям России (не хочу употреблять термин – «предприятиям», некорректен он, по-моему, в условиях ведения бизнеса в современной России) для достижения успеха в конкурентной борьбе, особенно в свете предстоящего вступления в ВТО. Предполагается, что остальные необходимые компоненты у бизнесменов имеются, как то — деловая хватка, успешный опыт, управленческие знания. Относительно первых двух компонент (даже если разделить условно всех предпринимателей на крупных, средних и мелких), скорее соглашусь, причем для предпринимателей всех уровней – имею в виду выживших.
А вот насчет управленческих знаний – есть стойкое ощущение, что не все так гладко в датском королевстве. Менеджмент – это наука? Экономика – это наука? Большинство предпринимателей, когда я задаю эти вопросы на семинарах, отвечает утвердительно. Но значит – есть и законы, которые надо соблюдать. Определяющие траекторию развития бизнеса, жесткие, не зависящие от того, знаете ли вы их или нет. Причем как мне кажется, в наши-то дни, когда российские бизнесы празднуют второй десяток лет своей жизни, главными инициаторами внедрения методов управления, основанных на таких законах, должны были бы быть именно собственники. Те самые предприниматели, которые и являются главными действующими лицами в экономике (несмотря на сетования об олигархах и постоянных нападках государственных деятелей на бизнес-сообщество) – а не топ-менеджеры, которые являются инструментами для проведения идей первых. Не знаю, смогут ли читатели утверждать, что уровень финансовой, экономической грамотности как владельцев, так и топов в современной России соответствует вызовам момента? Я не берусь. Об одном из инструментов финансового менеджмента, достаточно простом, при этом совершенно необходимом для управления бизнесом, фирмой, государством я и хотел бы еще раз напомнить. О бюджетировании. К сожалению, даже от осознания всего вышесказанного, внедрен он мягко скажем – не везде. А там где внедрен – аккуратно скажу, иногда имеются отдельные недостатки.
Без терминологического определения не обойтись. Итак, бюджетирование по словам the Chartered Institute of Management Accountants (CIMA) это — «Количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть снижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели». Сложновато? Если попроще — процесс планирования и контроля финансово-экономического состояния предприятия. Но планирование и контроль – это только часть функций менеджмента. Очень хорошо суть процессов менеджмента отражает простой цикл Шухарта-Деминга (цикл PDCA, который модифицирован до PDSA). Где буквы означают: планируй (Plan), делай (Do), проверяй (Check) — изучай (Study), воздействуй (Act). И в экономических методах управления цикл прекрасно корреспондируется с бюджетированием.
Необходимо — бюджет запланировать, исполнить, постоянно контролируя доходы и расходы, поступления и выплаты, изучить полученные результаты и сделать новый бюджет (откорректировать старый) и опять по кругу.
На предприятиях разрабатываются три основных бюджета, которые служат разным целям;
бюджет доходов и расходов (БДР) – служит для управления рентабельностью;
бюджет движения денежных средств (БДДС) – для управления ликвидностью;
бюджет по балансовому листу (ББЛ) – для управления стоимостью компании.
С чего начать бюджетирование? Необходимы ли все три бюджета сразу? Моя практика позволяет сделать вывод, что последовательность шагов важна в цикле – это все-таки закон управления, а вот начинать можно с любого шага. С анализа, с плана, с сбора факта – в цикле конец одного действия все равно станет началом другого. Главное – начать действовать. И запустить процесс пошагового улучшения деятельности.
Итак, инвестиции и инновации – это хорошо, но это прорывы, разовые всплески. И даже они – планируются! Так можно ли рассчитывать на успех собственнику, менеджеру, если не выполняется ежедневная, рутинная работа – циклическая, обусловленная законами управления? Ответ, видимо, на поверхности.

Олег Перидриев, директор ООО «КЦЭФТ «ТАЙМСЛЕН»»

gub40_4_2011_480

Управленческий учет — система форм и процедур сбора, обработки, анализа и хранения информации о финансово-хозяйственной деятельности, необходимой для осуществления функций управления — планирования, контроля, анализа и регулирования.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) — элемент финансовой структуры, осуществляющий определенный набор хозяйственных операций, способный оказывать непосредственное воздействие на доходы и (или) расходы от данной деятельности и соответственно отвечающий за данные статьи расходные и (или) доходные статьи.

Бюджет доходов и расходов в управлении компанией
БДР составляется по принципу — из доходов постепенно вычитаются статьи расходов и определяется прибыль (рентабельность). Это может быть и валовая прибыль, и маржинальная прибыль, и операционная прибыль, и прибыль до вычета налогов, и чистая прибыль. Каждый их этих показателей бюджета доходов и расходов служит для определенных целей, которые достаточно понятны исходя из формул расчета этих прибылей.

Бюджет движения денежных средств в управлении компанией
БДДС — план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности.

Оставить комментарий