Завершилось первое полугодие 2002 года. Говорят, что закончился политический сезон. Путин подвел его итоги на большой пресс-конференции. Потом и весенняя сессия ГосДумы закончилась. А с ней, кажется, и год внимания к малому бизнесу подошел к концу. Дума подвела итог долгой дискуссии о том, какие налоги может выдержать малый бизнес. В Налоговый кодекс введены две новые главы «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и «Система налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Напомню, что главными спорными вопросами при обсуждении были: порядок уплаты единого социального налога (должен ли он уплачиваться отдельно) и объем выручки предприятия, при котором оно могло претендовать на упрощенную систему налогообложения.
С ЕСН все разрешилось прилично. Его теперь включили в общие выплаты малого предприятия. Послабление это частично будет сделано уже для расчетов за 2002 год. Что мешало сделать это по-человечески с 1 января 2002 года? Загадка?! Перефразируя главного защитника российского бизнеса, пыль глотать нужно в своем отечестве.
Объем выручки определен в размере 15 млн рублей в год. Первоначальный размер, предложенный для обсуждения – 10 миллионов. Наверное, для действительно малого российского предприятия, численностью в 20-50 человек, цифра нормальная. Максимальная численность в 100 человек, указанная в законе, наверное, завышена по отношению к таким объемам и обозначена скорее для проформы. Апелляция к оборотам малых предприятий на Западе, а также к проблемам научно-технических фирм в России, где обороты значительно выше, успеха не имела. Но о фирмах научно-технического профиля обещали еще подумать. Здесь действительно обороты могут быть на порядки выше, при очень небольшой численности. А найти стимулы именно для их развития, наверное, сейчас для страны поважнее, чем забота о торговых предприятиях. Последние, слава богу, в любом формате, — мини, макси, супер, — уже имеют достаточно отработанные технологии и доступ к ресурсам для своего процветания.
Предлагаются две налоговые ставки на выбор. Либо 6 процентов от общей суммы выручки, либо 15 процентов от дохода, уменьшенного на величину расходов. Очень важно, что переход на упрощенную систему осуществляется в добровольном порядке. Никакой принудиловки. Учет в конце концов необходим самому предприятию. Собственнику и руководителю. А если государство дает право выбора режима налогообложения, то это здорово. Наверное, и платить веселее, когда от тебя зависит выбор.
Так что с 1 января 2003 года включится нормальный, можно сказать щадящий, режим налогообложения для малого бизнеса. А с 1 июля этого года включился и заработал другой закон. Он касается регистрации юридических лиц. Сам закон был принят еще в прошлом году. Раньше, для того чтобы начать свое дело, человек должен был обойти несколько государственных органов. Стать на учет (почти как на колени). В каждом из них он терял время, следовательно, и деньги. Теперь функции регистрирующего органа переданы Министерству по налогам и сборам. И сейчас учредитель с пакетом документов приходит только в налоговую инспекцию по месту жительства и сдает его туда. Не позже чем через пять дней он получит свидетельство о госрегистрации и может идти в банк открывать счет и приступать к работе. Или как говорят налоговики, наращивать налоговую базу. Реализован принцип одного окна. Там еще есть изъяны, но в целом механизм сформирован.
Таким образом, можно сказать, что принцип, озвученный Германом Грефом, «вход на рынок должен стоить копейку» последовательно проведен в жизнь. Действительно, теперь для того чтобы начать свой бизнес на законных, партнерских основаниях с государством надо совсем немного. Государство требует заполнить несколько форм для регистрации, которые в электронном виде предлагает налоговая инспекция, и заплатить легко рассчитываемый налог практически по единой ставке. Наверное, это минимум, что может требовать государство. Меньше уже просить нельзя. Будет ли подъем малого бизнеса с начала следующего года? С учетом усиливающейся контрольной функции государства проще будет зарегистрироваться, чем вести дело подпольно. А это значит, что цифры должны возрасти.
Означает ли это, что о малом бизнесе можно уже не беспокоиться? Теперь центр тяжести проблем с налогообложения и госпрепон перейдет на обучение предпринимателей, разработку механизмов кредитования этого сектора, да и, кажется, что защищать от необоснованного рвения чиновников малый бизнес надо будет всегда.
Олег Перидриев
«ТПП-Информ», № 13 (48) от 09 июля 2002 г.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.