Бюджетирование: аналогии, тавтологии, паталогии (не опубликована)

Приличный кусок своей жизни я занимаюсь разнообразными процедурами, так или иначе связанными с упорядочиванием функционирования сложных производственных и торговых, частных и государственных, некоммерческих и бизнес- структур в сфере экономики и финансов. Я даже аккуратно бы так заметил, что для меня слово «менеджмент» (управление) означает в большей степени экономические, просчитанные методы (не отрицаю и другие при этом). Немыслимые без планирования и так же очевидно – без компьютеризации этой деятельности. Моя дипломная работа в 1987 году выполнена на тему «Автоматизация техпромфинплана на производственном объединении». На допотопной технике – тогда только такая была, были сделаны расчеты для достаточно крупного, даже по тем временам, московского объединения.
Много воды утекло с тех пор. При переходе от социалистической экономики к рыночной плановость посчитали неподлежащим исправлению дефектом, и выбросили разнообразное планирование на свалку истории (как в масштабах государства, так и во многих фирмах). Планово-экономические отделы сокращались в первую очередь. Вошел в обиход термин «бизнес-план». Красивее, конечно звучит. Но жизнь свое берет. В госструктурах перешли к программам – областным, федеральным. И на предприятиях стали потихоньку набирать экономистов в штат (бизнес-план, конечно, можно поручить сделать сторонней фирме, но как его исполнять). В большинстве вакансий экономического профиля стали появляться требования о том, что кандидат должен обладать знаниями и навыками бюджетирования. Но система бизнес-планирования – обладающая, прежде всего, кадровым потенциалом на предприятиях – восстановится, как мне кажется, не за один день. Сужу по многочисленным беседам с собственниками и руководителями, прежде всего, малого и среднего бизнеса.
Для начала – определение. Бюджетирование — по словам the Chartered Institute of Management Accountants (CIMA) это —   «Количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть снижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».  Если своими словами – надо подготовить план доходов и расходов, а также изыскать возможность его профинансировать при любых трудностях (неритмичности, нехватки) в поступлении денежных средств. Первый плановый документ называется — Бюджет доходов и расходов (БДР), второй – Бюджет движения денежных средств/Платежный календарь (БДДС).
Можно ли проводить аналогии между бюджетами государства, фирмы, семьи? При внедрении бюджетного процесса в начале 90-х годов – бюджет государства часто сравнивали с бюджетом семьи. В ходу были аналогии – бережливость, нужды более слабых членов семьи и т.д. Но затем, запал полемический спал – по мере того как стало очевидно, что деньги расходуются (распиливаются) по другим принципам (никому не ведомым в большинстве своем), граждане отдалились от государственного бюджетного процесса настолько далеко, насколько это можно представить. Но стали ли от этого сами принципы бюджетирования чуждыми для всех уровней экономики страны? Нет, конечно же, не стали. Наоборот.
На мой взгляд, именно сейчас, как никогда, необходимо точно просчитывать доходы и расходы (и вовлекать в процесс планирования – тех, кто будет бюджеты исполнять). Всем.
У государства доходы не так быстро увеличиваются (пути увеличения налогов – не просматриваются, нефть – дорожать так уже не будет), а расходы – растут (выборы надвигающиеся, обязательства по прошлым делам, попытки инвестирования в инфраструктуру). Конфликт, приведший к отставке Кудрина – не надуманный.
У предприятий – конкуренция в рыночном секторе растет, маржа падает. Я даже не намекаю на ВТО.
Частные лица получили хорошие уроки экономики при экспресс-кредитовании и разнообразных черных понедельниках, вторниках и четвергах. Но самое главное – стоимость жизни растет. В сферу рыночных отношений вовлечены – здравоохранение и образование. Про жилье (и ЖКХ) – не говорю. Это затраты капитальные – запросто их не профинансируешь.
Аналогии – уместны. Табличку может сделать каждый. Строки – статьи расходов и доходов. Столбцы – месяцы, недели, дни. Размеры – разные, но суть одна. Каждый может (ну может кому-то немного надо будет подучиться) – но все ли делают?
Почему в семье не ведется такая работа – читатель пусть сам себе ответит.
А какие же причины приводятся предпринимателями для того, чтобы обходиться без бюджетирования? (Источник – собственный опрос автора). Если коротко — незнание бюджетирования и нехватка опыта, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие необходимости у руководства, сезонность продаж, нестабильная рыночная обстановка, меняющийся спрос населения.
В общем – откуда ушли, туда и пришли. В советские годы план ругали – он сковывает. Сегодня ничего не сковывает – и потому планировать невозможно. А вдруг выполнять придется. Это шутка, конечно. Работать приходится в условиях ограничений – финансовых, кадровых, рыночных. И прежде всего, самых важных, — самоограничений. Ты сам себя должен (как собственник или топ-менеджер) – поставить в рамки запланированных параметров. Доходов и расходов в данном случае.
От себя добавлю еще одну причину. Большие проблемы вызывает непонимание существенной разницы между двумя бюджетами — БДР и БДДС. При обсуждении включения той или иной статьи в БДР необходимо всегда иметь в виду сроки ее финансирования. Только в идеальном случае (практически не встречающемся) — расходы оплачиваются месяц в месяц, а доходы поступают без задержки. Из-за этого картина финансово-экономического состояния фирмы искажается. Как вариант: деньги на расчетном счете есть (БДДС – в плюсе), а фирма – убыточная (банкрот) – потому что предоплат набрали, и поставщикам должны. Тут БДР должен сигнализировать – концы с концами не сведены. Причем это справедливо и для государственных, и для семейных финансов. С удивлением прочел недавно в калужской газете гордые слова одного из муниципальных чиновников – «Нам работы сделали подрядчики, а оплатим мы их в следующем году». Подразумевается, какие они молодцы!? Это же злостное нарушение основ бюджетирования – это кредит по существу, хотя возможно и беспроцентный, и условно в БДДС городском, он должен быть где-то отражен. А в БДР он вылезет в следующем году – этого тоже нельзя было делать. Ведь его – БДР – должны еще только утвердить, а решение уже принято. Но разделение на БДР и БДДС – в рамках госфинансов достаточно условно. Всем знакомы проблемы с ритмичным (запланированным в бюджете) финансированием. Деньги из бюджета вываливаются почему-то в 4 квартале в большей степени, и почему-то не переходят на другой год. Из-за этого многие солидные, надежные фирмы не связываются с бюджетными тендерами, конкурсами, аукционами. Они не хотят зависеть от шатких, эфемерных обстоятельств.  Государство – само, своим неправильным финансовым поведением, отдает на откуп недобросовестным поставщикам большую часть бюджетного пирога.
Завел в тупик государство и программный подход. На заре планирования программы выручали. А сегодня их настругали – вагон и маленькую тележку. Программа – это все-таки часть целого. Без стратегии – никуда. Ни фирме, ни семье – ни государству. Без стратегического планирования не обойтись. Масштабы его конечно разные. Кто-то о шубе мечтает, кто-то о еще одном магазинчике.
По сведениям РБК, по инициативе Президента Д. Медведева готовится к поступлению в ГосДуму законопроект о стратегическом госпланировании. Закон был разработан еще в 2009 году. Сложно сказать, как сложится его судьба. Законопроект призван упорядочить стратегические документы (концепции, стратегии, доктрины), которых, по данным Минфина, насчитывается в настоящее время около 300, объясняет чиновник Минэкономразвития Виталий Дементьев. «Реальные возможности финансового покрытия из федерального бюджета этих стратегий в условиях волатильности цен на сырье (нефть, газ, металлы и т.д.) существенно ограничены. Только на одну госпрограмму вооружения на 2011—2020 годы потребуется более 20 трлн руб.», — говорит он.
Подытоживая. Слухи о возврате к советской экономике – из-за того, что планирование займет в народном хозяйстве свое подобающее место, предписанное ему в полном соответствии с простым циклом Шухарта-Деминга (PDCA — планируй (Plan), делай (Do), проверяй (Check) — изучай (Study), воздействуй (Act)) – сильно преувеличены.

Олег Перидриев, директор ООО «КЦЭФТ «ТАЙМСЛЕН»»

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*